LAG Nr. 895
ET 194 11Такой страшненький полу локомотив-полувагон, да еще и товарный, я заметил на полке магазина лет десять назад. А купить вот удалось недавно.
Полез в интернет узнать что-нибудь про него, но информации было достаточно мало. Но и этого оказалось достаточно для интересной истории.
Оказалось, что своим рождением такой «Тяни-толкай» обязан известному священнику и гидротерапевту Себастьяну Кнайпу, который жил в небольшом курортном городке в Баварии Бад-Вёрисхофен (Bad Wörishofen).
О личности Себастьяна Кнайпа я решил рассказать чуть подробнее.
Он родился в 1821 году. Работал ткачом, в 21 год стал изучать богословие и стал приходским священником в Вёрисхофене. В 1848 году заболел туберкулезом, денег на лечение не было и юноша принялся штудировать медицинскую литературу. Среди прочих трудов ему в 1849 году попался трактат известного в те времена врача Христофа Вильгельма Гуфеланда «Искусство продления человеческой жизни», и Кнайп начал применять водные процедуры на себе. Наибольшего успеха он добился купанием в холодном Дунае. Кнайп начал регулярно купаться в Дунае, даже в холодное время года.
Вскоре он почувствовал себя значительно лучше, а через несколько лет врачи с удивлением констатировали, что Себастьян практически здоров. В 1954 году его перевели в Аугсбург, где он был назначен на пост духовника (исповедника) монастыря доминиканок в Вёрисхофене. Кнайп работал в монастырской школе девочек, преподавал в Вёрисхофене и Тюркхайме, основывал школы, реформировал монастырское сельское хозяйство, писал трактаты о земледелии и пчеловодстве, консультировал крестьян, собирал и проверял действие лечебных трав.
Монастырская кухня стала на многие годы купальней (А как же саниспекция Германии!!! ), в которой Кнайп испытывал на себе обливания и ванны.
До тех пор, пока в 1889 не создал купальный институт (Badeanstalt), где было множество искусственных водоемов: бассейнов, ванн, дорожек, заполненных водой. Там работали профессиональные дипломированные врачи, которые обследовали пациентов, ставили им диагнозы и назначали лечение по системе Кнайпа. Помимо купаний, он ввел обертывания, растирания, обливания, компрессы, ножные ванны, хождение по росе и пр. В целом его система содержала около 200 процедур. Не имея никаких теоретических наработок, Кнайп развивал систему водолечения из ступеней точно рассчитанных температурных и водяных раздражителей, которые вызывают сильные изменения в распределении крови как у здоровых, так и у больных.
Из простого лечения холодной водой (Kaltwasserkur) за три десятилетия возникла дифференцированная гидротерапия. К этому добавились применения лечебных трав для добавления в ванну, чаи или питьевой тур и определенные схемы питания для простых крестьян. Терапия и профилактика были для него равнозначны: «Что лечит болезни, может сохранить и здоровье».
Он не делал разделения между пастырской деятельностью и терапией.
Многие его успешные излечения тяжёлых болезней, возможно, укреплялись верой. Он часто советовался с врачами.
Поездки с докладами по разным странам Европы, пожертвования благодарных пациентов и книги принесли значительный доход. Почти 1 млн нем. марок пожертвовал Кнайп для благотворительных целей. Он сам жил аскетически просто и не использовал ничего из доходов для себя.
В последние десять лет своей жизни Кнайп был одной из известнейших личностей Европы, 1893 был провозглашен папским тайным казначеем. Десятки тысяч ищущих здоровья из многих стран и всех слоев общества стекались в Вёрисхофен, который из крестьянской усадьбы превратился в лечебницу. Нужно было доставлять тысячи страждущих в эту лечебницу - бизнес - есть бизнес.
Поэтому именно Себастьян Кнайп стал инициатором и спонсором строительства местной железной дороги (LAG) из Türkheim до Bad Wörishofen, протяженностью в 5,206км (5 километров 206 метров). Дорога была открыта 15 августа 1896 года. И это была не просто железная дорога, эта была одна из первых электрифицированных дорог в Германии с напряжением в 500V постоянного тока.
Какие локомотивы или поезда по этой дороге ходили с открытия до 1930 года – я не нашел.
К сожалению, уже в июне 1897 года Кнайп умер. И хотя продолжало работать «Общество Кнайповских врачей» (оно работает до сих пор), поток клиентов, как я понимаю, уменьшился.
В 1905 году железная дорога обанкротилась в первый раз, а в августу 1938 – второй и была национализирована.
При таких экономических проблемах вместо нормальных локомотивов были переделаны два пассажирских вагона (поздние обозначения ЕТ 186 01 и ЕТ 186 02 и один грузовой = LAG 895/ ЕТ 194 11), которые стали ходить на линии с 1930 года.
Рама электровагона (LAG 895/ ЕТ 194 11) была выполнена из катанного металлического профиля, а кузов был полностью деревянным, в полном соответствии с его предыдущим предназначением товарного вагона.
С двух торцов сделали кабины с тремя окнами в торце и по одному окну с каждой стороны, что обеспечивало хороший обзор.
Из обеих кабин можно было пройти в грузовую часть вагона через внутренние двери, какие-либо лавочки для пассажиров не предусматривались.
Сам вагон делался в главной мастерской Lokalbahn Aktiengesellschaft в Мюнхене, а электрооборудование было произведено на заводе Siemens Schuckert и состояло из двух двигателей серии постоянного тока, которые были подвешены в раме.
Известно, что при вводе в эксплуатацию электровагон был окрашен в зеленый цвет.
Максимальная скорость была 40км в час (а что вы хотите на дороге длинной 5 км?).
Этот «Тяни-толкай» использовался для грузовых поездов, а иногда к нему прицепляли один-два пассажирских вагона.
Наверное, эти странные вагоны-локомотивы устраивали всех, однако в 1939 году рядом с дорогой построили аэродром и провода стали мешать безопасно приземляться.
Дорогу национализировали, столбы и провода сняли, и дорогу перевели на паровозную тягу, а затем на дизельную. Электровагончики перешли в Deutschen Reichsbahn.
Этот электровагон (еще обозначением LAG 895) прекратил регулярное движение по линии в сентябре 1939 года. О электровагоне и о том, какие он мог водить составы рассказывал Konstantin 1978 в своей ветке:
https://forum.nscaleclub.ru/index.php?topic=780.msg57775#msg57775.
Затем LAG 895 получил новое обозначение ЕТ 194 11 и был причислен к вагонному парку DR Аугсбурга, пока в 1943 году его не перевели на дорогу местного значения Lokalbahn Bad Aibling–Feilnbach. Перевести его перевели, но уже никогда не использовали (как написано в Википендии) и был списан в небытие в 1947 году.
Я нашел только одну фотографию пассажирского электровагона – видимо, уже в то время они выглядели слишком устаревшими и никому не нужными. Или может я искал не там
А теперь о модели этого электровагона в Nашем масштабе. Сначала ее попробовала выпустить компания Thonfeld, на базе Арнольда. Судя по внешнему виду модели, компания была совсем небольшой
Фотография из архива
http://www.spurweite-n.de/ncontent/ndb/ndb-search.aspЗатем, к созданию модели серьезно подошел Минитрикс.
Почему Минитрикс сделал модель именно этого вагона, а остальные ушли в модельное небытие?
А кто его знает? Может лучше всех сохранились чертежи этого вагона? Может, не дошли руки? Может быть, они есть в других типоразмерах.
А пока – модель явно создает «уютное настроение» на макете.
Я прицепил к ней платформу, которая стояла у меня на витрине, и посадил человека на тормоз. И только потом обратил внимание, что и эпохи не совпадают, и что у вагон-локомотива были свои воздушные тормоза Кнорра.
Будьте снисходительными – ну, учусь я.
Хотя…, раз электровагон идет с обозначением ЕТ и приписан он к Аугсбургу и на раме стоит 1940 год, то значит он уже находился «в запасе», на задворках, а там можно было встретиться с любым вагоном. Наверное.