Автор Тема: Татра Т4 в TTm (1:120)  (Прочитано 446 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AlexanderIT

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • Откуда: Калининград
  • Имя: Александр
Татра Т4 в TTm (1:120)
« : 09 Января 2025, 02:25:35 »
Приветствую, уважаемые коллеги!
Давно хотел построить модель трамвая Татра Т4, наконец, изучив некоторое количество разных источников и конструкций, приступил к делу.
Т4 -- это узкоколейный вариант Татры Т3, визуально отличающийся в основном тележками и чуть более узким кузовом.
Именно такие ходили ранее у нас в Калининграде, сейчас осталась всего одна единица (не считая служебных), капитально отремонтированная и находящаяся в хорошем состоянии.


Модель будет ходовая, в масштабе TT, соотвественно, для узкой 1000мм колеи это типоразмер TTm (рельсы от N).
Конечно, душа больше лежит к N, однако, понимаю, что для первого опыта узкоколейный вариант в N это слишком.

Разработку веду начиная от рамы, а затем под неё буду рисовать кузов, который планирую сделать фотополимерной 3д-печатью.
Сейчас изготовлен пробный вариант ходовки собственной конструкции.


Рама из латуни толщиной 1мм. Балласт из гаек, конечно же, временный, в дальнейшем планирую заменить на латунные пластины, закрепленные снизу рамы.
На этапе отладки управление будет аналоговое, затем хочу поставить простенький DCC-декодер.
Аналоговую плату планирую свою, благо опыт изготовления печатных плат имеется.
Внутри всё хочу сделать малой высоты, чтобы ничего не выглядывало из окон вагона.
А вот интерьер салона с сиденьями, видимо, сделать не получится, ибо как минимум, в салон будут торчать моторы тележек, занимая значительно места, да и плату с декодером надо где-то размещать.
Есть ли вообще ходовые модели трамваев в TT или в N, где был бы проработан салон?

Тележки 3д-печатные фотополимерной смолой, состоят из трёх частей и собираются на мелкие винтики.

Поворот в раме реализован вокруг шкворня в центре.
Одна тележка приводная, вторая -- без привода, мотор там стоит в качестве заглушки. Можно при желании обе сделать с приводом, но пока не ясно, нужно ли это.

На моторной тележке привод реализован на обе оси. Обороты понижаются сначала первой ступенью посредством двух шестерен с модулем 0.3, а далее вращение передаётся через вал, проходящий внтури через тележку и латунные червячные пары на нём к колёсным парам.
Редуктор расчитан так,  чтобы на полном ходу скорость в масштабе соотвествовала примерно 60км/ч в полном размере.

Токосъём реализован со всех колёс обоих тележек и заведён в общую шину. Торчащие провода -- тоже временное решение, в дальнейшем сделаю всё на маленьких разъёмах в плату.

Ходовка без особых проблем проходит малые радиусы, токосъём не пропадает. Тестирую на овале Tomix с радиусами 177мм и 140мм.

На данный момент озадачился следующими вопросами:
* Подобрать миниатюрные разъёмы для токосъёмников и мотора. Пока остановился на jst с шагом 1.27мм.
* Интересует вопрос допустимого веса для моделей типоразмера N. Без балласта ходовка не едет, колпары боксуют. Но и грузить слишком сильно не хотелось бы.
* На тележку в релиз-версии надо будет делать боковины, вот думаю, как их крепить к раме тележки. Пока остановился на варианте винтиком М1.2 в центре, сквозь токосъёмник, но может быть есть решение лучше?
Защёлок я старался избегать, т.к. фотополимерная смола хрупкая и есть риск сломать при сборке/разборке.



Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2055
  • Репутация: +176/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #1 : 09 Января 2025, 21:45:51 »
Грузики лучше свинцовые использовать,  они меньше места занимают при большем весе. Вряд ли получится перегрузить модель в N, тем более трамвая.
Боковины можно сажать на систему отверстия - штифты, как сделано, например, у ходовок Като.   
N СЖД III - IV

Оффлайн AlexanderIT

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • Откуда: Калининград
  • Имя: Александр
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #2 : 14 Января 2025, 00:05:14 »
Спасибо за совет!
Про свинец знаю, да не хотелось его использовать, т.к. это либо выплавлять надо, либо пилить, а он, скажем, для здоровья не слишком полезен.
По боковинам, как я понял идею, что можно в принципе сделать, чтоб они держались на трении? У Като что-то на нешёл такого..

Загрузил видео тестовых прогонов ходовки:
https://drive.google.com/file/d/1zAvRdqRKbeyo1BEPN6jPFCZ8b3TGcjqy/view?usp=drive_link
Пока шумновато работает и слышно биение, предполагаемая причина -- чуть искривлена ось колпары при запрессовке шестерни.
Сделал оснастку, надеюсь в новых версиях тележки биение уйдёт.

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6931
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #3 : 14 Января 2025, 01:04:46 »
Есть ли вообще ходовые модели трамваев в TT или в N, где был бы проработан салон?
Японцы точно делали.
Eurotram если не ошибаюсь.
Там в каждой телеге стоял миниатюрный мотор и преобразователь напряжения.


... и добавил:
Кстати, Татры Т4 похоже опять в продаже у японцев. www.1999.co.jp
Михаил, DCC

Оффлайн Матроскин

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1012
  • Репутация: +40/-6
  • Откуда: Новосибирск
  • Имя: Алексей
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #4 : 14 Января 2025, 08:44:54 »
Кстати, купил бы за разумную цену, кто поможет?
P.S. Там по ссылке Nашего размера ничего не увидел.
С уважением, Алексей

Оффлайн Sormovo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2055
  • Репутация: +176/-0
  • Откуда: Nижний Nовгород
  • Имя: Евгений
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #5 : 14 Января 2025, 09:06:41 »
либо выплавлять надо, либо пилить
Можно купить грузики для шиномонтажа, они уже нарезаны и имеют клейкую сторону для фиксации.
Насчёт Като я ошибся, точно видел такое крепление боковин на ходовках Томикс и у Бакманна. По типу кирпичников лего, держатся на трении.
А шумновато работает, потому что первая ступень редукции скоростная, надо было сразу червяком понижать, а потом уже шестернями.
N СЖД III - IV

Оффлайн AlexanderIT

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • Откуда: Калининград
  • Имя: Александр
Re: Татра Т4 в TTm (1:120)
« Ответ #6 : 01 Февраля 2025, 01:10:14 »
Коллеги, приветствую!
Проект потихоньку продвигается.

Развёл простенькую печатную плату под разъём Plux12, из функций пока минимум: моторы и свет.
 
Места внутри дефицит, тем не менее, мелкий декодер, вроде Piko Smart 4.1 должен влезать.
Свет попробую пробросить с платы на кузов через тест-поинты (TP в верхнем правом углу) и подпружиненные контакты (pogo-pins).

Боковины тележек в процессе, с некоторыми упрощениями:


Система посадки боковин получилась вот такая:


А шумновато работает, потому что первая ступень редукции скоростная, надо было сразу червяком понижать, а потом уже шестернями.
Вероятно, Вы правы, значительный вклад в общую долю шума вносят шестерни первой ступени редуктора.
Интересно, что такое решение я тоже у кого-то подсмотрел, причём промышленного изготовления.
Пока, наверное, перепроектировать не буду, но возьму на заметку.

« Последнее редактирование: 01 Февраля 2025, 02:00:40 от AlexanderIT »