длина оси точно соответстует размеру 2х задниц древних лошадин.
Русские ломовые лошади имели размер поболе скаковых древнеримских - потому, видать, русская колея и шире.
впрочем, смотри ниже...
kestrel1) Запрет целоваться на вокзалах. Из-за этого традиционного прощания французов поезда нередко задерживались отправлением... (увы, не обошлось без подсказки).
2) из-за того, что британцы оказались первыми, кто задолбался перегружать грузы при смене дорог, и решили принять единую ширину колеии. И в знак уважения своему соотечественнику - изобретателю паровоза - приняли её равной колее того самого, "первого", паровоза. Ну а дальше уже страны Старого света, заключая международные договоры о единой колее, "в знак признания первенства" обычно принимали за стандарт британскую колею...
А теперь, собственно, почему колея первого паровоза была именно 1435 мм (или, что правильнее, 4 фута и 8 1/2 дюйма): да просто у Стефенсона
котел паровой цилиндр не влезал при принятой "каретной" колее, и он, не долго думая, расширил её на 2 1/2 дюйма.
Antonio, теперь твоя очередь:
"Каретная" колея имела размер 4ƌ" - это расстояние между центрами задниц двух лошадей, запряженных по бокам единственной оглобли кареты (смотрим фильмы про викторианскую эпоху, да или просто французов или британцев 18-го века). Такая колея позволяла лошадям и колесам кареты двигаться по одному следу, и тем самым "протаптывать" через поля более скоростную дорогу... Если ничего не путаю, рельсы с "каретной" колеёй до сих пор можно встретить в Швейцарии.
Не менее интересна и испанская колея. Кстати, именно тут вы угадали: если между оглоблями, закрепленными на на концах оси, колеса которой имеют колею 1600 мм, поставить двух лошадей - им будет в самый раз: и компактно, и друг друга не задевают. А то, что "колея" лошадей и колес немного не совпадала - так на твердых (скальных) испанских почвах и мощеных камнем дорогах это не имело существенного значения...Теперь - что касается колеи российской. 1524 мм - это не только 5 футов
(цифра круглая, неученому крестьянину легче запоминающаяся). Это ни что иное, как...
...Как "прямая сажень", округленная до целых футов! (ну что поделаешь, если в то время официальной в России была принята британская система мер. А сажень - это мера привычная, неученому крестьянину легче запоминающаяся)...
Кстати, если верить некоторым книжкам, в архивах Мельникова он иногда называет в документах предложенную им колею именно "саженной" (впрочем, подтверждения сего я в яндексе не нагуглил).
Эх, широка душа русская - и британцам угодить (вроде как ровные футы), и их же тем же и подъебнуть (а нифига и не футы, а чисто русская прямая сажень).
Отредактировано ailcat (2013-05-18 21:24:18)