Можно попробовать электронное регулирование более шустрого движка в сплотке. Из моего старого опыта: можно и диодами, можно и диодами с резисторами, если нужно в каждом направлении отдельно. А можно и по другому. В общем, по порядку (схемы внизу):
1. Использовать диодную сборку КЦ407А – она единственная из малогабаритных, тянущих ток до 1 А. Схема приведена на Рис.1. Для гашения напряжения в одном направлении используется 1 (2) диод, в обратном – от 1(2) до 3-х. На каждом диоде падение напряжения около 0,6 В. Перемыкая выводы (корпус сборки обозначен красным, внутри диоды VD1-VD4) можно играть напряжением в разных полярностях. Один из примеров замыкания выводов показан пунктиром. Но данная схема позволяет регулировать напряжение только дискретно, соответствующее падению напряжения на 1 диоде.
2. Диодно-резистивное регулирование – это Рис.2. В одном направлении напряжение на движке задается одной последовательной схемой диод-резистор, в другом направлении – другой. Резисторы помечены «*», т.е. требуют индивидуального подбора для каждого направления движка, чтоб синхронизировать его с более медленным во втором локомотиве. Переменные резисторы в данном случае не годятся из-за своих больших габаритов. В теории – неплохой вариант. На практике тяжело осуществим. Пример: требуется погасить 2 В при токе движка 200мА (это еще неплохие данные). В итоге: рассеиваемая мощность одного резистора 400мВт. Лампочки на освещение имеют подобную мощность и большое пространство вокруг себя, чтоб не поплавить пластик корпуса (и то это не всегда помогает). Где размещать резисторы (да и диоды)? Только сильно стачивая внутренность ходовки, уменьшая её сцепление с рельсами и оберегая от нагревания пластикового корпуса локомотива этими резисторами. В принципе, это относится и к первому варианту.
3. Вариантом является использование массивного металлического корпуса для рассеивания выделяемой теплоты. Благо в большинстве современных моделей часть металлического корпуса через телеги электрически соединена с питанием на рельсах (хотя бы одним из рельсов). Тогда вся выделяемая теплота будет примерно равномерно рассеиваться всей ходовкой, а это уже неплохо. Для этих целей вместо диодов (на Рис.2) можно использовать дешевенькие транзисторы КТ814/815 (комплиментарная пара) и миниатюрные чип-подстоечные резисторы. Схема представлена на Рис.3. Толщина каждого транзистора 3мм, посадочное место 11х8мм, т.е. при небольшом спиливании корпуса ходовки (или нахождении свободного места) можно всю схему разместить внутри корпуса локомотива. И самое основное: коллекторы этих транзисторов (верхняя часть транзисторов и всей схемы) выведены на корпус транзистора (специально для присоединения к охлаждающему радиатору или металл ходовки в нашем случае, винтовым соединением, М2, например) для лучшего теплоотвода. Точность хода движка локомотива можно настроить практически идеально в обоих направлениях движения. Но!Но! На практике идеальную электронную синхронизацию движков 2-х локомотивов НИКОГДА НЕ СДЕЛАТЬ! К сожалению у любых 2-х электродвигателей (да и у любых других движков) нет идеального совпадения по всему диапазону «напряжение-тяга». Да и со временем у каждого движка по своему меняются переходные сопротивления в коллекторе, щетках, контактах. И эти сопротивления совершенно не линейны! В итоге и проявляется «индивидуальный характер» движка и локомотива. Проверьте на практике при разных напряжениях у своего ПС.
ИМХО, либо мириться с потерями в сплотках, не заморачиваясь подгонкой движков, либо использовать в сплотках только один ведущий локомотив и чистить, чистить и чистить периодически весь ПС (локомотивы и вагоны), чтоб не было лишних потерь.
P.S. Еще один камень в сторону парных локомотивов: потери есть не только у более шустрого локомотива, раз его тормозит более медленный, но и у второго-медленного: его подталкивает более быстрый, в итоге, как мне кажется, его паразитная круглая шестерня постоянно уперта в червяк ( это не касается бесчервячных приводов, как у Lima), что опять же тормозит червяк (не говоря уже о преждевременном износе редуктора) и сам движок. В итоге тяга двойной сплотки далеко не двойная, да и износ колпар, движка и редуктора больше, чем у одиночки. Лучше уж, по моему скромному мнению, пользовать хороший полноприводный 6-осный локомотив (например, для СЖД/РЖД) и второй холостой, чем два 6-осника с 4-мя ведущими осями у каждого.
P.P.S. Всё вышесказанное – мое личное мнение, поправьте, друзья, если я не прав.
Отредактировано Матроскин-1 (2011-09-13 11:52:33)