Автор Тема: Обсуждение путевой схемы и сценариев миниатюрного макета.  (Прочитано 14546 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
а катовские стрелки питание не отрубают?

"Отключающие" стрелки отключают питание только на одном из рельсов (который за крестовиной), а рамные рельсы (внешние) у стрелок сплошные и, соответсвенно, цепь рамного рельса не разрывается. Т.ч. для схемы "реверса" такой стрелки будет недостаточно.

--------

Голубую петлю (в центре) вместе со стрелкой и правым тупиком вполне можно немного опустить ниже уровня 2-путной станции.
« Последнее редактирование: 01 Августа 2017, 22:43:05 от VSergN »

Оффлайн BNSF9399

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1272
  • Репутация: +116/-1
  • Откуда: Москва
  • Имя: Владимир
Кстати, а катовские стрелки питание не отрубают?
Миша, ты же знаешь адрес моего канала на YT? там есть обзор с пристрастием

Оффлайн Alexandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 531
  • Репутация: +21/-3
  • zené vonat
  • Откуда: SPb
  • Имя: Alexander
Саш, для определения муторности (да и габаритов) переключателя полярности в аналоге - надо схемку посмотреть. Вот если бы кто из образованных коллег накидал такую, и представил бы... ::)
дык оно зависит от датчиков ) ну и на счет замкнутости по внешнему радиусу петли - 2 блок участка после стрелки ( между стрелкой и петлей с обоих сторон ) - мало для разрыва ???)
 
DR/DB/FS/MAV

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6924
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
не крутоваты радиусы, особенно внутренние?
Скажу ещё раз: увеличить радиусы, увеличить длину прямых и использовать более пологие стрелки проще, чем наоборот.

Представлен почти экстремальный вариант.

Миша, ты же знаешь адрес моего канала на YT? там есть обзор с пристрастием
Поищу.
Михаил, DCC

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Жаль, что в который уж раз начинаем методично "забалтывать" тему, распыляясь и отвлекаясь на частности, не имеющие прямого отношения к теме.  :( :( :(

Памятуя недавний "урок" с японским макетом, висевшим на стене и не произведшим по-началу никакого впечатления, думаю, рассматривать предложенную Михаилом схему нужно, пытаясь представить её в "наполненном" виде, т.е. со всеми строениями, сооружениями и подвижным составом в комплексе. Только в таком виде макет можно более-менее реально оценить.

Общий вид:



Вообще, сама идея схемы с двумя разворотными петлями очень привлекательна. В сравнении со сложенным вдвое/втрое овалом, где один поезд всегда едет в одну сторну, а встречный - всегда в другую, здесь зрительного разнообразия движения намного больше. Упоминавшийся "геморрой" по автоматизации прохождения петель - плата за это разнообразие. Но, КМК, "игра стоит свеч"! Мне основа схемы понравилась.  ;D

1. Станция, как я понял, задумана слева внизу на двухпутной диагонали. Поезда, естественно, будут недлинные, т.ч. станционными можно считать пути от голубой стрелки внизу-в-центре и до середины левой кромки макета. Дальше идёт, как бы, двухпутный перегон, уходящий в тоннель. Наличие, пусть и небольшого, участка двухпутки, тоже украшает.
Немного смущает отсутствие у станции второй горловины. Не знаю, есть ли у КАТО двухрадиусные стрелки для таких кривых. Если в двойную кривую в левом верхнем углу "врезать" съезд из 2-х двухрадиусных стрелок, то появится вторая горловина. Она, во-первых, обозначила бы границу станции, а во-вторых, дала бы намного более широкие возможности как для обгона локомотивом состава на станции, так и для манёвров, связанных с подачей/уборкой вагонов из голубого тупика.

2. Движение по замкнутому маршруту - двухуровневое. Класс! Уклоны, конечно, будут не НЕМ-овские, но небольшие составы должны их осилить, КМК. На зелёной, открытой части верхней петли ты, Миш, предлагаешь устроить остановочный пункт. Его присутствие очень желательно, но непосредственное "соседство" ОП и основной станции в одной и той же части макета создаёт логический (да и зрительный) перекос. В правой части места для ОП вроды бы нет, однако подумать об этом как-то надо.

3. Теперь подъём на 3-й уровень (оранжевый) и сиреневые тупики. Ты писал о зелёной петле, как вытяжке для верхних тупиков. Оранжевая часть имеет длину больше, чем в полмакета. На мой взгляд, она выглядит либо как перегон (ветка) к верхней станции, либо как подъездной путь к промзоне наверху.

Верхний уровень - фиолетовый. Подходит для станции и/или депо.

Согласен! Но только НЕ "ИЛИ". Только "И". Депо, расположенное на горе, в нескольких перегонах/тоннелях от станции (нижней) будет как-то неправильно. Стало быть наверху надо ставить станцию. Достаточно двух тупиковых путей: один погрузо-разгрузочный, другой - пассажирский (тогда, кстати, и ОП станет ненужным, т.к. будет и проходная пасс. станция, и тупиковая). Можно, конечно, эти два тупика оба сделать грузовыми, т.е. будет грузовая станция со своим депо. Тупики эти лучше расположить поближе друг к другу, а в конце сделать обгонный съезд для лока. В результате получится полноценная тупиковая станция. Над этим стОит подумать. ИМХО, по довольно длинному оранжевому пути двигать состав вагонами вперёд, не айс, да и впечатление, что это отдельная ветка (перегон) или подъездной путь, пропадёт.
Депо можно миниатюрное, в дополнительном тупичке. Сначала сразу за стрелкой мини-экипировка, а глубже - маленький "сарай". Для депошного тупичка вижу два варианта расположения: в сиреневую кривую врезается стрелка с ответвлением над жёлтой стрелкой, либо ответвление от этой кривой в обратную сторону направо в сторону оранжевой кривой.

4. Голубой тупик тоже можно интересно "обыграть". Пусть он весь будет скрыт в тоннеле (виадук под оранжевой кривой всё равно не получися), а из тоннеля выйдут только его последние 15см перед самым упором. Это может быть погрузка с каменоломни или лесопилки, уютно "притулившейся" в уголке макета под скалой.

5. В том виде, как схема выглядит сейчас, по ней возможно движение только одного состава (если не заезжать в тупики). Подумать надо о возможности скрещения/обгона, чтобы по замкнутому маршруту двигались хотябы два поезда одновременно. Это заметно прибавит зрелищности.

В общем, чем больше всматриваюсь, тем больше начинает нравиться!  ;D

Радиусы, уклоны, конечные габариты - всё потом! Сначала хорошенько продумать компоновку и "легенду".  :thinking: :777:

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6924
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Радиусы, уклоны, конечные габариты - всё потом!
Ну не скажи!
Это очень серьёзно ограничивает!
Уклоны, конечно, будут не НЕМ-овские
Так как между уровнями 50 мм, а уклоны метр, то всё в рамках приличий.
рассматривать предложенную Михаилом схему нужно, пытаясь представить её в "наполненном" виде
К сожалению, я сижу на МАКе. Параллель давно снёс...
Поэтому не могу сделать трёхмерное представление - там должен запускаться отдельный exe-шник.
Спасибо хоть винтрак работает.
Оранжевая часть имеет длину больше, чем в полмакета. На мой взгляд, она выглядит либо как перегон (ветка) к верхней станции, либо как подъездной путь к промзоне наверху.
Да, далековато получилось. Но оранжевая часть - предельный подъём. Так что разворот - только в петле.
Однако, мы частенько наблюдали видео, когда паровоз идёт задом... Правда в голове состава.

Если в двойную кривую в левом верхнем углу "врезать" съезд из 2-х двухрадиусных стрелок, то появится вторая горловина.
На такие радиусы стрелок других нет.
И горловина не так и нужна. Из-за того, что станция в петле, её применимость практически нулевая.
непосредственное "соседство" ОП и основной станции в одной и той же части макета создаёт логический (да и зрительный) перекос
Согласен. Жёлтый подъём можно продолжить на полкруга. Тогда всю верхнюю часть можно развернуть на 180 градусов. Заодно можно попробовать растянуть горизонтальный зелёный участок и сделать там двойной путь с двумя горловинами. Это может потребовать увеличения вертикального габарита на 30 - 50 мм и сокращения фиолетовых стрелок на те-же 30 - 50 мм. Но нужно помнить, что фиолетовые стрелки можно и продолжить через пути до края макета убрав нижние пути в тоннель или ещё как обыграв.

Тупики эти лучше расположить поближе друг к другу, а в конце сделать обгонный съезд для лока.
Нереально. Пологие стрелки длинные, плюс тупичок хотя бы 80 мм.

Депо можно миниатюрное, в дополнительном тупичке.
Поверь, организовать дополнительный тупичок будет непросто.

Вообще, я бы эту концепцию рассматривал с изрядной долей сумасшедшинки. Она требует отхода от традиций в оформлении макета. Видятся сумасшедшие ажурные деревянные мосты, минимум закрытых мест, архитектура с перекосами и интегрирована в скалы. Там дверь в скале, там окошко, там часть стены кирпичной, там семафор вверх ногами подвешен к верхнему уровню... Лестницы какие-нибудь с уровня на уровень, площадки, балкончики, заборчики, фонари в потаённых местах...

... и добавил:
Файл с представленной схемой.
Пути разделены по уровням с 10 по 15.
Высоты в 3D не проставлены, тоннели и мосты не обозначены.
Пути рассчитаны под использование уклонов 5%. Стрелки без наклона.

Если кто добавит высоты и сделает 3D, будет интересно взглянуть.
Михаил, DCC

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
И горловина не так и нужна. Из-за того, что станция в петле, её применимость практически нулевая.

Если пускать единственный состав, то - да.
Если же один состав остановить на станции (двухпутной), и захотеть второй пропустить с жёлтого перегона по второму голубому пути, развернуть его в петле и обогнать стоящего, то тут без второй горловины не обойтись.

Пологие стрелки длинные

Голубая стрелка внизу в центре не выглядит слишком длинной.  :thinking:

Вообще, я бы эту концепцию рассматривал с изрядной долей сумасшедшинки.

Не возражаю! Только, чтобы не получилась в результате супер-прикольно-оригинальная "штука", но интересная для одноразового просмотра...
Потому позаботиться о возможностях разнообразить/усложнить движение (в т.ч. более одного поезда одновременно) - главное "лекарство" от скорого надоедания.

П.С. В 3-D делать, по-моему, ещё пока рановато.  :paint:

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6924
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Переработал схему.
Для максимальной реализации принципа, когда параллельные пути не проходят друг под другом пришлось увеличить вертикальный габарит.
Обозначил тоннели и мосты. Оказалось, что у модуля нет задней части - везде есть на что посмотреть.
Добавил вторую горловину нижней станции. К сожалению, только технически. Видно её не будет.
Добавил стрелку к верхнему блоку станция/депо.
Добавил разъезд на среднем уровне.

Результат:


Нижний уровень и подъём:


Серым обозначен дополнительный спуск к тупику. Он обеспечивает достаточную высоту пересечения жёлтого подъёма и петли.
Вторая горловина станции вынесена к петле. Это позволяет манёвры по смене направления при движении из тупика делать в тоннеле, без выезда на станцию.
Также в петле возможен "отстой" состава.
В тоннель убраны только выход со станции и начало подъёма. Максимум путей оставлен видимым. Пересечение подъёма с первой веткой петли сделано в виде моста. Петля уходит в тоннель за мостом. Это можно упростить.

Средний уровень, подъём, верхний уровень:


После подъёма с нижнего уровня пути уходят в тоннель. Он необходим для организации станции наверху.
Средний уровень теперь представляет из себя разъезд в петле. После него можно или вернуться или двинуть вверх.
Подъём наверх сделан в виде моста. Это позволяет сделать макет "воздушным" и обеспечить нормальную видимость жёлтого подъёма, который иначе придётся делать в канаве.
Наверху по просьбам трудящихся две стрелки. Длина путей слева направо: 419, 359 и 438. Нетрудно догадаться, что с одной стрелкой получим два пути длиной примерно 483 и 562 мм.

В целом получается челночное движение между нижним тупиком (его, кстати, можно сделать двухпутным, но габариты макета вырастут на 33 мм по каждому измерению) и верхней станцией, кольцевое движение между нижней станцией и разъездом и их комбинация.

Опыт в работе с рокрейлом подсказывает, что можно забацать интересный вариант автоматического движения со случайным выбором маршрута на 2 - 3 состава. Для этого варианта лучше иметь внизу двухпутный тупик. Хотя, можно и так, как нарисовано.

Длина путей 10,5 метров, 10 стрелок.
Михаил, DCC

Оффлайн Равнодушный кот

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1414
  • Репутация: +52/-2
  • Откуда: Санкт-Петербург
Имхо, для минимакетов перебор - слишком высокая "концентрация" рельс и стрелок

Оффлайн Alexandro

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 531
  • Репутация: +21/-3
  • zené vonat
  • Откуда: SPb
  • Имя: Alexander
Имхо, для минимакетов перебор - слишком высокая "концентрация" рельс и стрелок
абсолютно поддерживаю - на запутавшийся клублк похоже ,и ни одной станции,похожей на станцию )
DR/DB/FS/MAV

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
Перефразируя - "схемы разные нужны, схемы разные важны". В обычном смысле ж.д. линий - конечно перегружено и нелогично. Но возможно именно эту особенность и обыграть самим макетом, да и "играбельность" его выше простого овала с тупичком.
Опять же, "разрядить" макет от путей куда проще.
Я сторонник других концепций, но и на такие изыскания интересно поглядеть.

Оффлайн Wooster

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2707
  • Репутация: +174/-0
  • Японист - международник
  • Откуда: Псков
  • Имя: Геннадий
И разглядывая схему, сочинился такой сценарий... ну точнее оформление.
Британия, каменоломня, камень вывозится к пристани на реке.
Нижний голубой тупик - пристань, один путь из-за узкого берега. Двупутный голубой участок - маневры перед пристанным путем, обмен/обгон грузовых составов.
Зеленая двухпутная станция в деревушке обгон + пассажиры - на работу в карьер и на пристань.
Верхний сиреневый участок можно немного изменить, пустив один путь в карьер, который поместится внутри коричневой петли. Т.е. оставить один вытяжной путь из карьера так, как на схеме, а пару запустить в карьер, влево и вверх.
Приходящий "снизу" поезд локом вперед осаживает состав в карьер, где свой маневровый (или интересный вариант с лебедкой).
Британские вагоны "коротыши" и локомотивы хорошо будут смотреться на фоне меловых гор, реки и барж. Впрочем и другие страны могли бы неплохо быть представлены на таком макете ;)
Ну только что к 91 см длины придется прибавить немного на пристань

Оффлайн Дмитрий N

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2595
  • Репутация: +140/-0
  • критик-тунеядец
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дмитрий
Британия, каменоломня, камень вывозится к пристани на реке.
Нижний голубой тупик - пристань, один путь из-за узкого берега. Двупутный голубой участок - маневры перед пристанным путем, обмен/обгон грузовых составов.
Зеленая двухпутная станция в деревушке обгон + пассажиры - на работу в карьер и на пристань.
Верхний сиреневый участок можно немного изменить, пустив один путь в карьер, который поместится внутри коричневой петли. Т.е. оставить один вытяжной путь из карьера так, как на схеме, а пару запустить в карьер, влево и вверх.
Замечательная идея, только - меняем каменоломню на лесопилку, везем на пристань не камень, а щупу, и не Британия, а Япония. Вот, ИМХО, идеальный вариант  ;)

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6924
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Имхо, для минимакетов перебор - слишком высокая "концентрация" рельс и стрелок
Хотелось сделать максимум вариантов сюжета. Есть два тупика, два разъезда и две петли. Много открытых участков, есть где построить мосты. Подъёмы в пределах разумного.
А упростить несложно. Путём отсечения лишнего схему постепенно можно привести к кругу R150. :D
Михаил, DCC

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
слишком высокая "концентрация" рельс и стрелок
на запутавшийся клублк похоже
В обычном смысле ж.д. линий - конечно перегружено и нелогично.

КМК, ответ вот:

"играбельность" его выше простого овала с тупичком.

Избавиться от перегруженности путями легко: достаточно скрыть в тоннели больше "мешающих" глазу участков, не упрощая схемы движения. При небольшой площади макета, чтобы он не стал "овалом с тупичком", чтобы было интересное и разнообразное движение, обычно 60-70% путей (а то и больше!) скрывают от глаз.
Михаил, как я понял, хочет наоборот, что-то напоминающее "американские горки". Это его право.
Лично я согласен, что надо визуально разгружать, но не путём упрощения!

... и добавил:
Верхний сиреневый участок можно немного изменить, пустив один путь в карьер, который поместится внутри коричневой петли. Т.е. оставить один вытяжной путь из карьера так, как на схеме, а пару запустить в карьер, влево и вверх.

Хорошая идея!  ;D