Автор Тема: Игровой макет ... на лоджии  (Прочитано 8758 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Игровой макет ... на лоджии
« : 08 Ноября 2018, 14:33:25 »
Уважаемые форумчане! Вливаюсь в ваш дружный коллектив со всего одним предложением и с кучей вопросов. Предложение – это план 6-ти уровневого макета для реализации на лоджии. Масштаб 1:160 как следствие ограниченной площади помещения.
Прежде, чем приступим к обсуждению, прошу прощения за терминологию, которой пока не владею и хочу привести перечень нескольких существенных оговорок, на которые обращаю внимание прежде всего сторонников соблюдения «железнодорожных норм и правил» и приверженцев 100%-й повторяемости реально существующих схем движения. И так. Мой макет:
•   исключительно игровой, для веселого времяпрепровождения моих шестерых внуков и трёх зятьёв, которые не прочь сачконуть от домашней рутины под прикрытием игры с ребенком;
•   не привязан к какой-нибудь эпохе или теме, наоборот, скорее всего будет «смешение жанров» и фантазийный ландшафт, умышленно перенасыщенный мостами, тоннелями и разномастными постройками (обсерватория, церковь, завод, «город в скале», подземное депо, возможно будет 2-уровневый вокзальчик и прочие некоррелируемые мелочи);
•   создается в том числе для приобщения к труду всех домочадцев, а также друзей и подруг – утепление лоджии, изготовление подмакетника, элементов ландшафта и строений наверняка надолго (боюсь, что на несколько лет) отвлекут молодёжь от всякой ерунды;
•   косвенно должен повлиять на судьбы подрастающего поколения за счет их активного участия в процессах отладки алгоритмов движения и прочих работах над моим монстром.
Теперь от лирики к делу. Игровая направленность макета сводится к тому, что составы (не больше 4) должны перемещаться не только по кольцевым маршрутам, но и «выныривать» в непредсказуемых местах или прятаться надолго в длинных невидимых перегонах, меняться маршрутами, разворачиваться вспять (реверс по-нашему) и маневрировать в окрестностях подземного депо. Для этого в макете реализованы 4 независимых разной протяженности кольцевых маршрута в двух (верхняя и нижняя) секциях. Усложнения маршрутов идут за счет объединения колец в секциях в общие кольца, а также создание одного суперкольца, объединяющего все уровни с меняющейся протяженностью за счет нескольких коротких переходов.
На макете предполагается сделать «подземный уровень» за стеклом, чтобы видно было движение состава. Для этого пути «подземного уровня проложены максимально близко к внутренним стенкам макета. Учитывая «подземность» депо, решил расцепки делать на видимой части макета, а состав «за воротами» ставить задним ходом вместе с локом.
Планирую вместо поворотного круга, занимающего много места и съедающего пенсионерский бюджет, сделать подъемно-передвижной (не знаю, как его назвать) пост локомотивов. В природе такие, наверное, не существуют, но идея использовать место внутри спирали привела к мысли сделать платформу, перемещающуюся между 3-4 «стоянками» в горизонтальной плоскости и между 2-3 уровнями по вертикали с единственным выездом на маневровый путь. Для контроля работы сего устройства нужна будет видеокамера, т.к. все действия будут происходить «внутри горы».
Также планирую для наглядности внутри макета по углам тоже поставить камеры и все изображения вывести на один монитор. Но это уже бонусная часть, если когда-нибудь дойдут до этого руки и не протянуться от всего этого ноги.
После многих вариаций родилась прилагаемая схема в WinTrack10 – порядка 85 метров пути, 32 стрелки, тоннели и мосты ещё не считал (их очень много), самодельный съёмный вантовый мост и может быть ещё что-нибудь придумаю. Почти все радиусы R2 и более, уклоны не более 5%. На недоработки, видные в 3D, я пока не обращал внимания. Качественная визуализация в данный момент меня не интересует. Если кто возьмется на досуге создать приличный ландшафт – буду премного благодарен.
Это пока всё, что касается моего предложения для общего пользования. Буду рад, если кто-нибудь использует мои наработки, значит не зря трудился…
Чуть позже задам волнующие меня вопросы, не нашедшие ответов на страницах форума.
Не знал, что  WinTrack-овские файлы нельзя вложить. кто-нибудь подскажите как "опубликовать" мой проект? :o
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн Zuzzuk

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1034
  • Репутация: +59/-0
    • Ж/Д-модельная вики
  • Откуда: Петербург и Прага
  • Имя: Константин
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #1 : 08 Ноября 2018, 15:49:58 »
Иваныч, добрый день.
Схему пока не вижу, но 85 метров - это амбициозно, хотя и выполнимо. У меня при прочтении сразу возник вопрос - как планируете решать доступ к скрытым путям макета для возможного ремонта или простого снятия сошедшего подвижного состава?
Насчёт подъёмно-подвижного моста - какова его функция?
С уважением, Константин
---
// per aspera ad astra
Собираю, что глазу мило; дружу с DCC; T-Trak нам в руку!

Оффлайн HObbyTT-N

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1542
  • Репутация: +34/-1
  • N--Die ideale spur!
  • Откуда: Севастополь
  • Имя: Андрей.
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #2 : 08 Ноября 2018, 16:07:56 »
При слове "лоджия" сразу возникают вопросы,связанные с температурно-влажностным режимом и инсоляцией !   :o

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #3 : 08 Ноября 2018, 18:54:48 »
Доброго времени суток всем!
1. Выкладываю схему для анализа, критики, коррекции и прочих процедур.
2. Ревизию скрытых путей и изъятие аварийного ПС предполагаю делать снизу через люки. Кроме того предполагаю делить макет на модули, которые можно двигать внутрь помещения для техобслуживания.
3. Подъемно-подвижный не мост, а пост, т.е. а ля поворотный круг, только перемещение каретки с локом в пределах горизонтальной фермы, которая в свою очередь перемещается на 2-3 уровня по вертикали (типа лифта).
4. Что касается температурно-влажностного режима на лоджии, то постараюсь её сделать максимально сухой и накрывать макет крышками или чем-то тёмным, как парники. Пока ещё не решил.

         Теперь что касается вопросов и помощи специалистов. Их очень много, больших и маленьких, серьёзных и возможно глупых (с точки зрения профи). Возможно я плохо искал или на там, но для меня вопросы остались открытыми.
Начну с основополагающих для меня вопоросов, решающих судьбу всего задуманного: «Быть или не быть», как говорил товарищ Шекспир.
1. Напоминаю, что масштаб макета N. Управление локомотивами будет цифровое через планшет, что при задуманном «плавающем» алгоритме движения вполне естественно. Аналоговыми хочется сделать в целях экономии все стрелочно-светофорные переключения, свет и механику в строениях макета. Так планирую, но сильно выиграю в деньгах или нет – полка не разобрался. Цены тумблера и декодера «немного» отличаются. Да и нагрузку не мешало бы распределить, тем более что планируется использовать много разной самодельщины на различные напряжения (=4,5V; =3-6V; =12V). Отсюда вопрос: какой предложите состав аппаратуры для максимум 4-х составов (скорее всего ограничусь тремя одновременно движущимися)? На плане есть одна точно (возможны и скрытые пока от меня) возвратная петля.
2. Какой путевой материал наиболее оптимален? Макет будет стоять в утепленной лоджии, влажность скорее всего там будет повыше, чем в комнатах. Видимые стрелки хочу ставить ручные с самодельным приводом.
3. Планирую максимально использовать флексы (слушать равномерный стук колес на стыках мне не позволяет всё тот же злополучный бюджет). Кстати о стуке колес. Только что пришла в голову мысль – вместо пропилов рельс на флексах использовать тонкий обмоточный провод, перекинутый через рельсы, по аналогии с лежачими полицейскими на дороге. Какая разница для колеса что за препятствие: ямка или бугорок? Если это не ноу-хау, то прошу пардону. Возвращаюсь к вопросу: где почитать про хитрости работы с флексами? Слышал, что есть какая-то приспособа для их сгибания, специальные переходники и прочие навороты. Что для чего и нужно ли вообще, если всё равно паять? Какая разница между жесткими и не жесткими флексами?
4. На форумах не нашел ответа на вопрос обслуживания макета. Как часто чистить пути, смазывать стрелки и прочие тонкости эксплуатации. Планирую для обслуживания макет делить (как в плане, так и по вертикали) на секции (модули). Всвязи с этим вопрос: каков типовой регламент обслуживания путевого материала и как обеспечить «разборность» встроенного (плотно по стенам)  П-образного макета. И ещё, существуют ли наработки в части автоматизации чистки рельс, например, платформа с абразивным валиком, толкаемая локом или что-то подобное?
5. Последний немаловажный вопрос – проходимость малых радиусов. Чтобы без проблем лок и вагоны проходили R=195мм какой максимальной длины они должны быть? Или какое количество осей, или какое расстояние между центрами тележек? Это мне надо знать для возможной коррекции плана и последующей покупки подвижного состава под мой макет, где в основном радиусы больше 228мм, но есть места с R=195мм. К сожалению (действительно жалею об этом) средств для экспериментов нет и не предвидится.
Пока из основных вопросов – всё. Спасибо за понимание. С радостью приму деловую критику (с учетом оговорок, изложенных в начале презентации) и предложения по конфигурации макета и оборудования.

Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #4 : 08 Ноября 2018, 19:01:11 »
подскажите как "опубликовать" мой проект?

Наверно, в формате *.tra - не лучший вариант, т.к. далеко не у всех есть установленный WinTrack. Лучше было бы в виде "скриншотов".

С интересом ждём схему...

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #5 : 08 Ноября 2018, 19:41:07 »
Аналоговыми хочется сделать в целях экономии все стрелочно-светофорные переключения...

Удобно ли будет локами управлять с планшета, а стрелками/светофорами тумблерами/кнопками? Мне кажется, если уж пульт (типа мнемосхемы) с кнопками/тумблерами, то тогда и для управления локами "крутилки" логичнее и удобнее. Ну а уж если "хай тек" (с планшета), тогда уж всё с него!


Чтобы без проблем лок и вагоны проходили R=195мм какой максимальной длины они должны быть?

Проходимость малых радиусов, естественно, зависит от длины единицы ПС, но НЕ только! Здесь нужно рассматривать конкретный ПС от конкретного производителя. Если это "Америка", то для них и R2 (228 мм) - часто проблема.
Модели европейского ПС все, за редким исключением, нормально проходят R2. Многие ходят по R1 (193 мм), например у Fleischmann, даже самые длинные вагоны и паровозы рассчитаны на прохождение R1 (хотя зачастую это внешне выглядит не очень красиво).
Повторюсь: по поводу прохождения малых радиусов надо рассматривать конкретную модель.

... и добавил:
Как часто ... смазывать стрелки...

Ни в коем случае! :o
Смазка - "магнит" для пыли и грязи, неминуемо приведёт к отказу в работе стрелки!
Смазке подлежит только механика локов, причём "без фанатизма". :)

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #6 : 08 Ноября 2018, 20:50:57 »
85 метров - это амбициозно
Вы сами ответили на свой же вопрос - это выполнимо. Всё упирается в финансовые возможности.
Вопрос может возникнуть зачем так много?
Не в обиду заядлым железнодорожникам, ездить по кругу или восьмёрке даже маленьким детям надоест через 5 минут, а пристанционное маневрирование наоборот - не для малолеток, а скорее для студентов в качестве тренажера. Но это сугубо моё дилетантское мнение. Я оговорился сразу, что мой макет чисто игровой и намеренно перегружен скрытыми путями и тоннелями в ущерб ландшафту и строениям.
VSergN, на счет смазки стрелок – шутка (надеюсь обошлось без сердечного приступа). По поводу проходимости малых радиусов – спасибо за подсказку (хотя из патриотических соображений американский ПС даже не рассматриваю).
Цифра и аналог для меня пока большой вопрос. Планирую только переходы между независимыми кольцами и временные переходы для «укорачивания или удлинения» маршрутов, для чего будут в основном на короткое время переводиться сразу 2 стрелки. Но это всё в процессе осмысления алгоритма движения и «подъёмности» кармана (последнее в приоритете).
Криншоты сделаю, но лучше в 3D, т.к. 6 уровней на плоскости сливаются так, что я сам разбираюсь с этим переплетением только в объёмном виде. А WinTrack для эскизного макетирования очень даже неплохая программка. Я в сои 60 с хвостиком за полчаса её освоил.
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #7 : 08 Ноября 2018, 21:17:41 »
Выкладываю несколько скриншотов. Прошу строго не судить за неотработанный 3D-вид, это рабочая эскизная визуализация, не более того. Кроме того мостов подходящих нет, их буду делать сам по фотографиям горных ландшафтов с интернета.
Кстати, некоторые мои "хотелки" в смысле ландшафта могу выложить.
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн Knallfrosch

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7031
  • Репутация: +303/-46
  • САМОЗВАНЕЦ
    • NSCALECLUB.RU
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #8 : 08 Ноября 2018, 21:36:09 »
Bobby56, пользуйтесь опцией «добавить картинку в сообщение»...

Оффлайн Dmitry206

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: +128/-0
  • Откуда: Москва
  • Имя: Дмитрий
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #9 : 08 Ноября 2018, 21:58:37 »
Мощно! Лоджия большая похоже)

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #10 : 08 Ноября 2018, 22:23:12 »
Мощно! Лоджия большая похоже)
Да не очень, в простонародии называется "ласточкин хвост" в панельной девятиэтажке.
Размеры на первом скрине, входная дверь с окном внизу.
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #11 : 08 Ноября 2018, 22:33:49 »
Попробую опцию "Добавить картинку в сообщение". Это мои "хотелки" по ландшафту, т.к. крутые горы, длинные мосты и маленькие свободные площадки по углам...
 

 

 

 
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн Gematogen

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6924
  • Репутация: +252/-1
  • Имя: Михаил
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #12 : 08 Ноября 2018, 22:38:27 »
Да, лоджия неплохая...
Первый совет, если позволите: проект большой, планируйте этапность, что бы можно было катать почти сразу, не дожидаясь окончания всей стройки.
Михаил, DCC

Оффлайн Bobby56

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Репутация: +1/-0
  • Иваныч
  • Откуда: Москва
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #13 : 08 Ноября 2018, 23:16:07 »
планируйте этапность, что бы можно было катать почти сразу
Спасибо за совет. Скорее всего так получится само собой, по вертикали, по 3 уровня, где есть замкнутые кольцевые маршруты.
Только сначала лоджию надо утеплить, разбить макет на модули и "съёмные слои", чтобы на верхние пути добираться без полной разборки макета. Пока всё не проработаю на бумаге, в WinTrack, в AutoCAD, пока не определюсь на все 100% с автоматикой строить ничего не буду. Не люблю переделывать "по-живому".
Делать хорошо или вааще не делать...

Оффлайн VSergN

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3688
  • Репутация: +179/-6
  • JNR, DRG, Z
  • Откуда: Москва
  • Имя: Сергей
Re: Игровой макет ... на лоджии
« Ответ #14 : 08 Ноября 2018, 23:20:57 »
Выкладываю несколько скриншотов.

Да уж!  :-[
Точно НЕ ОВАЛЬЧИК!

Иваныч, а для 4-х поездов не маловато будет? :))