Вступление Впервые я увидел игрушечную железную дорогу у моего двоюродного брата. Каждый раз, когда мы приезжали к тетке в Измайлово, мы с ним шли подальше от взрослых и раскладывали Н0 рельсы на полу, под стульями, под кроватью – в общем, куда могли достать. Так как прямых рельс не хватало, то пути у нас получались извилистыми – чтобы попасть в пункт назначения один радиусный рельс мы клали в одну сторону, а другой в другую. Получалась синусоида, по которой бегал шустрый Е69 зеленого цвета. Он таскал пару пассажирских вагонов и несколько грузовых. Пассажирские не котировались – в них ничего нельзя было положить, а вот в полувагоны можно было положить солдатиков, кубики. Из книг мы делали туннели. И скучная обязанность посещать родственников превращалась в бесконечную перестройку путей, в перевозку сверхважных грузов – и время проходило очень быстро.
Я присматривался в магазине игрушек на Кутузовском к таким вагонам и паровозам, но такую роскошь наша семья не могла себе позволить (вопрос даже не в деньгах, а в месте) – жили мы в частном доме, в комнате, где жили я и старший брат практически не было места.
Затем я заметил в магазине N-ку. Она была такая маленькая и, дешевле. О том, что вагонов для нее было не слишком много, я в то время не задумывался. Я всё время ныл своим родителям: «подарите мне вагончик полосатенький» на мотив популярной в то время песни. Я их доконал своим воем и они на день рождения купили мне первый мой набор за 4.50 рублей, в который входил пульт управления от батареек, один овал рельсов, французский электровоз и пассажирские вагоны. И я начал сразу же творить из бумаги домики и грядки (не знаю сейчас, почему - грядки
).
Прошло пара месяцев и я открыл для себя неиссякаемый источник денег. Дело в том, что нас дом стоял на краю обрыва и мимо нас шла дорожка на завод. Обратно работяги шли с «жидким золотом» и останавливались на обрыве, чтобы его употребить еще до дома, оставляя бутылки. Один грузовой вагон стоил 80 копеек, а бутылка – 12 копеек, так что скоро у меня образовался «капиталец», которого было достаточно чтобы подкупать рельсы и вагоны, а экология в окружающем районе намного лучше.
Плюс, обед в школе стоил 30 копеек, а мне давали 35-40 и у меня каждый день оставалось 5 копеек и больше! Сейчас это кажется смешным, а тогда я чувствовал себя богачом – я тратил «лишние» деньги на книги и на модельки. Родители, по всей видимости, делали вид, что не замечают пополнения моего парка вагонов и локомотивов. Так и пошло и пошло… и продолжается до сих пор.
До 1973 года.Говорить о настоящем макете не имело смысла – просто в доме не было места. Был найден выход: к крышке письменного стола была приделана на петлях доска, которая в обычном состоянии располагалась вертикально. Отец помог сделать стенки (тоже на петлях). Для строительства макета и «покатушек» доска устанавливалась горизонтально и начиналось волшебство… На самой доске была простейшая схема = полуовал с двойным прямолинейным участком с переходными стрелками. Ответвление поднималось наверх, к грузовой станции, где была одна стрелка.
Овал и прямые пути можно было продолжать каждый раз по новому по всему столу. И тогда моему двоюродному брату стало интересно приезжать к нам.
Мама принесла с завода несколько микролампочек (не знаю, где она их добыла) и двоюродный брат (у которого была Н0) сделал мне светофоры и фонарь освещения. Трубочек для них добыть было негде и он разработал специальную технологию скручивания мягкой латуни = листа в трубочку или в трубочку овального сечения. Между прочим, он сейчас один из профессоров Бауманского.
Мост я сам сделал из радиоплат. Опоры для мостов в ТТ я использовал для стенок.
Я давал волю фантазии и рос. Я просто вырос из этого макета.
Он мне стал неинтересен, когда я увидел в Modelleisenbahner за 1973 год описание и чертежи станции Voigtsgrün.
Чертежи были в нескольких номерах. Самое клевое, что чертежи были даны в масштабе 1:2 в Н0, то есть почти точно для N.
Душа требовала полета!!! Я начал делать домики по серьезному, по чертежам.
Продолжение будет