ПМСМ жд всегда ориентировалась на массовые перевозки.
Просто в первой эпохе немассовыми были телеги, поэтому пара вагонов в сравнении с ними - уже массовые.
То есть, надо понимать, в наше время "мелкий грузоотправитьель" вымер как класс?. Вездесущих
телег малотоннажных "Газелей" на дорогах днём с огнём не сыскать?
Нет! Потребность в перевозке "мелких" объёмов грузов никак на уменьшилась. Просто "не охотоа возиться"! Ведь надо развивать уже разобранную сеть "малодеятельных" линий, возрождать сборно-раздаточные поезда/вагоны, сотрудничать с почтово-багажными...
Изначально бОльшая часть железных дорог строилась ГОСУДАРСТВАМИ и эксплуатировалась госслужбами, а потому ж/д были призваны служить
интересам государства, выполняя задачи развития территорий, военно-стратегические перевозки и прочие запросы государственного значения. Исходя из такого назначения ж/д, по ним перевозили не только то, что
выгодно, но и то, что
необходимо в государственных интересах. Не стОит притягивать к этой теме "плановое" хозяйство: в дореволюционную эпоху той "плановости", о которой принято говорить, не было и в помине. А в советское время, наоборот, "плановость" нередко выражалась в том, что с Дальнего Востока в Подмосковье везли спички, а из Средней Азии во Владивосток - холодильники.
С наступлением "века победившего капитализма" ж/д в массе своей перешли в частные руки, а частнику (за редким исключением) интересна исключительно ПРИБЫЛЬ. Всё остальное - "по боку"! Вот и отдали "без боя" всю "мелочь" на откуп автоперевозкам; многие пассажирские маршруты - также "профукали"; поразбирали огромное количество второстепенных линий
под предлогом "нерентабельности"...
В результате, ещё полвека назад процветающий вид транспорта скукожился, как шагренева кожа и теперь вынужден
перебиваться в основном перевозками для пром. предприятий, пассажиров в сезон отпусков и став неспособным отвечать по-настоящему потребностям Государства. И это отчасти потому, что железная дорога стала перебирать
харчами грузами, забыв, что "курочка по зёрнышку клюёт и вырастает большой"...
В последнее время некоторое "оживление" (слава Богу!) начинает проявляться, но сохраняющийся с прошлого века подход к руководству и организации оптимизма внушает мало.