А зачем на японских паровозах на трубах эти огромные крышки сдвижные? Если трубу закрыть, тяги же не будет.
Эти "крышки" у японцев называются (весьма оригинально!
) - дефлекторы.
Применение таких приспособлений вызвано особенностью тоннелей Японии в паровозные времена - тоннели были очень низкими!
При движении паровоза (без дефлектора на трубе) по тоннелю клубы дыма, отражались от свода, душили и слепили паровозную бригаду.
"Задвижка" над трубой не перекрывала выход дыма, а направляла его горизонтально в стороны (параллельно потолку), что значительно облегчало жизнь машинисту при движении по длинному тоннелю.
Надо отметить, что данное приспособление ничуть не облегчало участь пассажиров в поезде. Дым в вагонах при движении в тоннеле - был явлением привычным и неизбежным...