Помню еще на скейле пилили фланцы на всех по Фремо и еще что-то.. идут годы, сидят эти счастливчики со своими фланцами.
Максим, я прекрасно помню этот запил фланцев из 2мм стали, поскольку сам их из резки и забирал. Это были фланцы на стандарты Fremo-N и MiniMod. У меня до сих пор лежат бережно завёрнутые оба комплекта, но Фремо в некотором будущем достану, т.к. немцы и чехи неподалёки делают имено в нём - надо будет переходники делать с ТТрак.
А теперь про недостатки: с фремо всё понятно - это была попытка сделать что-то унифицированное и совместимое с другими моделистами - стандарт был готов вместе с электрической частью - бери и делай - ничего думать особо не надо. Что сдержало массовый запил модулей (лично у меня, но и некоторые другие участники тоже высказывали похожие соображения):
... и добавил:
- большой ассортимент фланцев, несовместимых друг с другом: однопутных и двупутных модулей - обязательно надо переходник; три разных варианта ландшафта - накладывает ограничения на стыковку модулей от разных моделистов
- большая глубина модуля (40см) - пара прямых модулей и место под кроватью уже занято
- пути расположены посередине - теперь уже я понимаю, что чаще всего главный объект внимания на макете - это ЖД с движущимся ПС, а остальное - гармоничное дополнение, что предполагает помещение главных путей на передний план. На настоящий момент избыточность ширины порядка 10см с какой-либо стороны от путей меня и отворачивает от прямого следования этому стандарту. На станциях, разумеется, это место совсем не лишнее, но на перегонах и поворотных оно скорее всего просто будет отнимать полезное место в жилище
... и добавил:
С МиниМодом всё несколько иначе обстоит - это довольно интересная задумка Василия и компании сделать некоторый "комнатный" стандарт модулей, чтобы и места много не занимал, и совместимость была больше, чем у Фремо. Почему тоже не было массового запила модулей (опять же говорю про себя):
- стандарт за основу берёт однопутное движение с расположением главного пути чётко посередине модуля; мне, как полному чайнику на тот момент, хотелось движения по двупутной колее в обе стороны, а стандарт предлагает второй путь размещать со смещением от первого, что мне на тот момент приносило когнитивный диссонанс - конструктора не получалось - при повороте модуля на 180 градусов пути не стыковались - я тогда хотел симметричного расположения модулей.
- опять же при ширине модуля в 200мм и центральном расположении главного пути оставалось всего 75мм до края для размещения ландшафта, пейзажа и т.д., а на двупутке и того меньше - домики и горы влезали из рук вон плохо
... и добавил:
Но вопрос повис в воздухе. Почему именно т-трак? Что сподвигло на то, что именно он стал реализуемым?
А теперь расскажу почему я почти зубами вцепился в Т-Трак:
- РАЗМЕР МОДУЛЯ!!! - это самый компактный продуманный стандарт, который я видел. Можно положить его хоть куда - хоть в книжный стеллаж, хоть под кровать, хоть на антресоль, плюс удобство перевозки. К плюсам компактности относится и короткое время на декорирование модуля - работа лучше "квантуется", что мощно стимулирует, а также маленькую работу можно полностью отдать маленькому моделисту
- Использование катовских юниджоинеров для стыковки - хорошие электрические и механические (удобство состыковки) качества джоинеров значительно упрощают сборку модульного макета. Скажу честно, я не пробовал путевой материал других производителей на балласте, поэтому не говорю, что Юнитрак в этом плане идеален
- Пути расположены ближе к одному краю модуля, что позволяет на оставшемся месте сделать нормальную декорацию
- Всего один стандарт фланцев - совместимость всех модулей ТТрак между собой, а учитываю простейшую электрику даёт стыкуемость и на уровне электрики
- Простейшая геометрия модулей - можно сделать подмакетник даже дома на табуретке лобзиком, школьными линейками, угольником и клеем ПВА - очень низкий порог вхождения в макетостроение
- Стандарт предусматривает расширение модулей в глубину и при этом полную совместимость с совсем стандартными модулями, а также длину
Вобщем главное преимущество у ТТрака - это ПРОСТОТА изготовления модуля. В чём минусы (на мой взгляд все преодолимые):
- малая глубина модуля не даёт сделать развитую путевую схему для станций, хотя это есть во ВСЕХ стандартах и это никого не останавливает - просто делают модули побольше со стандартными фланцами
- малый радиус поворотных модулей смущает в основном уже более опытных моделистов, которым под силу уложить и флексы вместо катовского юнитрэка и сделать поворотные модули не по 90 градусов и 282/315 радиусом, а, например, по 45 градусов и вдвое большим радиусом
- из-за того, что модульная сетка для прямых (310мм) и поворотных (299мм) модулей различается, то конструктор опять не складывается - например Т-образный замкнутый путь без нестандартного модуля сделать не получится, однако это опять же можно обойти, убив одним выстрелом двух зайцев - сделать поворотные модули большего радиуса и уложив их в модульную сетку с прямыми. при этом опять же надо пожертвовать удобством использования Катовских сегментов и применив флексы. Однако эти изыски возникают обычно у людей опытных, и которых вид флекса и надфиля не пугает
- почему то многие считают, что "ТТрак = Като Юнитрак". ЭТО НЕ ТАК! Стандарт лишь отталкивается от межпутевого расстояния, длины сегментов и УГР, чтобы обеспечить стыкуемость с теми модулями, которые сделали "пионеры" и люди, не заморачивающиеся (ещё) всеми прелестями и нюансами создания макета. И путевой материал, и джоинеры можно на своём модуле применять ЛЮБЫЕ, только требуется совместимость их с кодом 80 через катовский джоинер ИЛИ стандартный металлический джоинер как для флексов
- некоторые сетуют на отсутствие ног у ТТрак, однако и это неверно - их нет в стандарте, однако есть место для крепления регулировочных винтов для настольного использования модулей, которые можно использовать и для крепления к ногам
Чтобы учесть все недостатки и использовать достоинства ТТрак мы и затеяли обсуждение на 80 страниц на этом форуме. Лично я считаю ТТрак наиболее удачным стандартом для квартирного исполнения, но не клубного. Для клубных модульных макетов лучше, на мой взгляд, что-то типа Фремо.